Открытый межзональный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «СОЗВЕЗДИЕ - 2013»

Уважаемые коллеги!
Итоги конкурсов различного ранга (отчеты, протоколы, фотоотчеты) с 2013-2014 учебного года и далее будут размещаться в ТАБЛИЦАХ КОНКУРСОВ в соответствующих ячейках в столбце ДОКУМЕНТЫ И ССЫЛКИ.
Настоящий раздел меню ИТОГИ КОНКУРСОВ больше не будет наполняться и остается на сайте только для архивной информации о прошедших ранее конкурсах.

17.02.2013

Где же Пушкин, Тютчев и Толстой?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО


     «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с «детства» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.А.Медведев).
   
Средняя группа
  В нашем городе второй десяток лет проходит интересный проект: фестиваль детского и юношеского творчества «Созвездие». В его программе две номинации: одна – доклады, музыковедение, научная деятельность, вторая – художественное слово.
Что можно сказать о первой? В ней участвуют ребята, в которых рано выявились способности к аналитическому мышлению, склонность к научному исследованию, которые учатся не только исполнять музыку на разных инструментах, но и анализировать её, законы, по которым она построена. Они пишут о композиторах и эпохах, сочинениях и истории их создания, и многое другое.
В 2013 году лауреатами стали ученики Детских школ искусств и музыкальных школ г. Балашиха (Д.Кочетков, А.Маркова, И.Зыков С.Воробьев), Ногинска, Подольска, и других городов Подмосковья.
    Но сегодня более обстоятельно необходимо поговорить о второй номинации: художественное слово. В этой номинации мы слушаем произведения русской поэзии и прозы в исполнении учеников ДШИ и ДМШ, а оценивают ребят профессиональные актеры. В 2013 году это были преподаватели Высшего театрального училища им. В.Щепкина, профессор М.Е.Велихова и старший преподаватель кафедры сценической речи Е.А.Татарченко.
     Ах, как волнительно следить за преображением детей и подростков во время их выступления, как замечательно раскрывается их собственный характер, поведение, умение быть убедительным, эмоциональным, ярким и интересным. Посредством двух исполняемых произведений нам виден огромный мир выступающих: здесь и личность педагога, с которым занимается участник фестиваля, и его диапазон литературных увлечений, и семья, которая обязательно является первым судьей того, как ребенок, подросток держит себя «на людях», насколько он выразителен. И всё было бы прекрасно, кабы не удивил нас репертуар декламируемых произведений фестиваля! Что же выбрали для себя его участники? С.Михалков, Б.Заходер, Т.Собакин, Ю.Мориц, Е.Евтушенко, А.Усачев, Е.Благинина, В.Маяковский, А.Твардовский, И.Крылов, С.Маршак, В.Бианки, Н.Некрасов, А.Еронин, В.Драгунский, Ю.Ефимов, А.Барто, М.Надеждин, Р.Рождественский, Г.Остер, А.Островский, Н.Гоголь, О.Берггольц, М.Цветаева, Ю.Друнина. Мы специально привели почти полный перечень авторов. Не более половины их них можно с полным основанием причислить к классикам или ярким, признанным её корифеям. Половина же авторов, которых мы достаточно условно можем определить, как духовно содержательных, высоко нравственных, воспитывающих в наших взрослеющих детях любовь к великому русскому языку, раскрывающих колоссальное значение литературы в мировом искусстве и культуре.
     Так и хочется вопрошать: а где же А.Пушкин, Ф.Тютчев, Ф.Достоевский, А.Фет, А.Толстой, С.Есенин, А.Блок? Где величайшая эпоха, которая зовется «золотым веком» нашей литературы, по которой знают Россию во всех концах света? Где пришедший ему на смену «серебряный век», с его многообразием течений, поисками заветной мечты, романтическим порывом, особым восприятием окружающего нас мира? И почему же те, которые определяют путь развития личности ребенка, готовя его к участию в фестивале, не задумываются над той мерой ответственности, которая ложится на человека с профессией педагог, учитель? Ведь во многом именно он формирует и литературный вкус, и любовь к классике, и отношение к подлинному качеству произведений, либо отторжение и неприязнь к псевдоискусству. И не является ли подобный выбор читаемых на фестивале произведений следствием уменьшения часов литературы в общеобразовательной школе, изменения общественного мнения по отношению к классическим произведениям, внедрению в сознание подростков и молодежи антидуховных мотивов в культуре, искусстве, а значит, и жизни? Скажем честно и открыто – это диверсия против национальных основ государственности, которые были заложены 1150 лет назад на Руси.
     Как с этим жить, как этому противостоять? Только наступательным отношением к распространению классических образцов в литературе, музыке, танце, науке, проведением фестивалей, конкурсов, смотров, имеющих цель воспитания патриота и гражданина России, открытым и честным разговором о подлинных ценностях жизни.
     Более 10 лет назад инициативу проведения фестиваля с номинацией «художественное слово» выдвинул педагогический коллектив ДШИ им. Г.В.Свиридова, директор Г.В.Ковалева. Почему же данная инициатива исходила из школы искусств, основу деятельности которой составляет исполнительское искусство? Наверное, нельзя разделить музыку и слово, а те, кто хорошо умеют говорить, произносить текст, хорошо играют на музыкальном инструменте. А ещё и потому, что в 2013 году исполнится 15 лет, как школе искусств присвоено имя русского классика Г.В.Свиридова. А он, будучи при жизни великим композитором, отдавал приоритет слову перед музыкой. И наконец, вспомним книгу книг мировой цивилизации – Библию (от Иоанна святое Благословение): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Нет ничего случайного в нашем мире…

М.А.Чернова


Младшая группаСредняя группаСтаршая группа



Публикация:  04.03.2013 09:55:00

Возврат к списку